воскресенье, 16 сентября 2018 г.

Об основах организации внеклассного чтения


 Организация внеклассного чтения и логика его построения в  образовательной системе Э-Д определяются:
- закономерностями формирования учебной деятельности,
 создаются условия  для решения собственно предметных  и метапредметных задач
 В области литературы это задачи, связанные:
- с формированием читательской компетентности, 
- расширением литературного кругозора, 
- развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса. 
 В отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания) литература рассматривает образ, которому свойствен" не логическая, а конкретно- чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение обращается в первую очередь к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. 
 Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне его.
Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения — одним словом, «честно читать» (А.П. Скафтымов). 

 Исходя из этих позиций, мы определяем предметом рассмотрения литературного чтения именно способ чтения, а его объектом — литературный текст.
 Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщательное» чтение, которое соотносится с понятием творчества. Ему уделяется много внимания авторами эстетических курсов, однако понимается оно весьма различно. На наш взгляд, творчество невозможно без трех оснований: - осознанности творческой позиции; 
- сформированности вкуса; 
- соотнесенности с культурной нормой. 
 Творчество диалогично: оно предполагает позицию «другого». Оно сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого».  
Творческий акт связан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой.
Исходя из этих позиций, «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). 
Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.
(Выдержка из Пояснительной записки к рабочей программе по литературному чтению)
P.S.
В связи с этим в нашем совместном действии наметим следующие шаги:
- экскурсия в центральную детскую библиотеку (17 сентября),
- экскурсия в краевую детскую библиотеку им. Л. Кузьмина (сентябрь),
- посещение, участие в мероприятиях краевой детской библиотеки им. Л. Кузьмина один раз в месяц (занятия, мастер-классы, встречи с поэтами и писателями),
- жужжащее чтение на уроках (на каждом уроке по 5 минут),
- чтение в семье,
- ведение читательского дневника сначала под руководством учителя на уроке (плюс участие в проекте "Тетрадка Дружбы"),
- заучивание стихов, загадок из учебника и других источников (мотив: подарок имениннику в классе),
- ...
Это может быть полезно и интересно (буду рада вашим ссылкам в комментариях к этому сообщению):
Обследование чтения у школьников

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважаемый читатель! Не забудь отреагировать на содержание сообщения, выбрав одно из действий: актуально, интересно, полезно. Автор будет благодарен за развернутый комментарий. Спасибо!