Организация внеклассного чтения и логика его построения в образовательной
системе Э-Д определяются:
- закономерностями формирования учебной деятельности,
- создаются условия для решения собственно предметных и метапредметных задач.
В области
литературы это задачи, связанные:
- с формированием читательской компетентности,
- расширением литературного кругозора,
- развитием «чувства художественного слова»,
литературного вкуса.
В отличие от других предметов
школьной программы (математики, русского языка, естествознания) литература
рассматривает образ, которому свойствен" не логическая, а конкретно-
чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение
обращается в первую очередь к образной природе произведений, обладающих
эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной
составляющей формирующейся личности читателя.
Воспитание культуры чтения
невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве
урока и вне его.
Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения — одним словом, «честно читать» (А.П. Скафтымов).
Исходя из этих
позиций, мы определяем предметом рассмотрения литературного чтения именно
способ чтения, а его объектом — литературный текст.
Непременным
условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму»
литературного произведения является «тщательное»
чтение, которое соотносится с понятием творчества.
Ему уделяется много внимания авторами эстетических курсов, однако понимается
оно весьма различно. На наш взгляд, творчество невозможно без трех оснований: - осознанности творческой позиции;
- сформированности вкуса;
- соотнесенности с культурной нормой.
Творчество диалогично: оно предполагает позицию
«другого». Оно сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей
позиции в ответ на явленную точку зрения «другого».
Творческий акт связан с преобразованием своей
картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем,
зрителем, слушателем, самим собой.
Исходя
из этих позиций, «тщательное» чтение
определяется как собственно творческое
чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя
с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация).
Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ
на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.
(Выдержка из Пояснительной записки к рабочей программе по литературному чтению)
P.S.
В связи с этим в нашем совместном действии наметим следующие шаги:
- экскурсия в центральную детскую библиотеку (17 сентября),
- экскурсия в краевую детскую библиотеку им. Л. Кузьмина (сентябрь),
- посещение, участие в мероприятиях краевой детской библиотеки им. Л. Кузьмина один раз в месяц (занятия, мастер-классы, встречи с поэтами и писателями),
- жужжащее чтение на уроках (на каждом уроке по 5 минут),
- чтение в семье,
- ведение читательского дневника сначала под руководством учителя на уроке (плюс участие в проекте "Тетрадка Дружбы"),
- заучивание стихов, загадок из учебника и других источников (мотив: подарок имениннику в классе),
- ...
Это может быть полезно и интересно (буду рада вашим ссылкам в комментариях к этому сообщению):Обследование чтения у школьников
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважаемый читатель! Не забудь отреагировать на содержание сообщения, выбрав одно из действий: актуально, интересно, полезно. Автор будет благодарен за развернутый комментарий. Спасибо!