среда, 4 ноября 2020 г.

О наших исследовательских работах

 Это сообщение составлено для родителей, желающих поддержать своего ребенка и учителя в трудном, но очень важном деле. 

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний (определение).

Воплотить в жизнь это нелегко, но возможно. Каждый учитель ищет способы, пути для облегчения труда учащихся в этом направлении затем тем, чтобы сохранить и развить в ребенке природное любопытство, не испугать трудностями в ходе реализации  этой деятельности.

Что нами сделано?
В конце второго года обучения (апрель, май) каждый из учеников определился с проблемным для него вопросом.
На Google Диске у каждого ученика разработана презентация из 5 слайдов. Каждый слайд - это, как минимум, один урок  формирования:

1. умения видеть проблему и обоснования выбора проблемы;
2. умения задавать вопросы по выбранной проблеме;
3. умения выдвигать гипотезы - формулировать предполагаемый ответ на свой вопрос;
4. умения формулировать цель и задачи (общий план исследовательской работы) по проверке гипотезы;

5. Титульный лист с рабочим названием исследовательской работы.
Итак, на первом, подготовительном этапе каждым выбрана тема и представлена общая идея работы по теме исследования.
Как найти презентацию ребенка через блог класса? Нажимаете на имя ребенка. Отобразятся все его работы. Последняя работа - это и есть презентация по исследовательской работе.


Сентябрь. Завели папку. Освежили в памяти вопрос, гипотезу, цель и задачи исследовательской работы; обосновали выбор и актуальность темы, попытались определить новизну своей работы. Таким образом, оформилась вступительная часть в письменной работе "Введение".
Октябрь (начало). Второй этап - теоретический. Предполагалось, что еще летом дети будут читать необходимую литературу. Конечно, без помощи взрослых в поиске необходимой информации, ребенок это не в силах сделать. 
Есть свои особенности (и прелести) работы на данном этапе.
На каждом уроке ученику следует иметь при себе для чтения материал по теме исследования. В бумажном варианте. Это может быть книга, может быть распечатка с информацией из сети Интернет, из журнала (газеты).
1. На уроке 8-10 минут - чтение с карандашом в руке (чтение с пометками на полях в технологии эффективного чтения называется "Инсерт-чтение"):
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
2. Следующие 8-10 минут ученики оформляют главу 1 (теоретическую часть письменной работы). Задание: письменный пересказ прочитанного.
"Прелести" (самые приоритетные) этой работы: 
- дети на практике начинают понимать, зачем надо учиться на уроках литературы и русского языка пересказу, построению плана для пересказа;
- учатся отбирать информацию, критически ее воспринимать;
- получают новые знания (расширяют кругозор).
3. Вся работа сводится к нулю, если у ребенка нет при себе материала для чтения. Учитель не может обеспечить им, так как в классе 31 ученик, значит, требуется 31 материал по 31 теме.
Ноябрь - продолжение работы.
У детей домашняя работа: опробовать план работы самостоятельно (по образцу - начальному опыту) и оформить письменный пересказ на стр.1-2 в Главе 1. Папки собраны для проверки "Введения".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважаемый читатель! Не забудь отреагировать на содержание сообщения, выбрав одно из действий: актуально, интересно, полезно. Автор будет благодарен за развернутый комментарий. Спасибо!