вторник, 11 декабря 2018 г.

О первых выступлениях с научно-публицистическими текстами

«Поэтами рождаются, ораторами делаются», М.Т.Цицерон
 В начальных классах идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению, письму, говорению и слушанию. Это есть основа функциональной грамотности.
 Первые выступления - с опорой на подготовленный текст. Хотелось бы дать несколько комментариев.
Эти две работы содержат название, картинку с изображением объекта представления, короткий рассказ.
Рассказ должен: 
1) содержать 8-10 предложений (именно на таком объеме пока развиваем память),
2) содержать интересные факты (тогда запоминается легче и действительно обогащает слушателей, ведь именно с этой целью организовываются выступления).
Следует отметить еще один аргумент: отпадет необходимость механически заучивать текст наизусть, используя метод многократного повторения.  Механический подход не есть хороший способ и с ним нужно бороться! Надо сразу учить детей пользоваться памятью правильно: выделять главное, отказываться от незначительного, находить логические связи и строить план. Это не приходит сразу! Поэтому, сейчас стоит полагаться на детский интерес!
3) быть составлен на основе текста энциклопедии, научно-популярной литературы или других источников, а не "мама сказала" (именно таким образом формируем привычку обращаться к первоисточникам).

Вырабатывается следующий алгоритм работы:
1. дать ребенку осуществить выбор объекта,
2. дать подумать, что он уже знает о нем,
3. подобрать источник,
4.вместе почитать, рассмотреть рисунки, выбрать часть текста для самостоятельного и совместного прочтения,
5. закрыть книгу, попросить ребенка сказать, что удивило и почему,
6. дать ребенку задание записать это на листочке,
7.подкорректировать текст ребенка (исправить ошибки, убрать повторы, добавить уточняющие слова, усилить факты, обратившись к первоисточнику вновь),
8. переписать на альбомный лист/ набрать текст на компьютере.


P.S. Какие пожелания следует дать автору данной работы?

Позади у нас уже два небольших опыта: выступления с представлением дерева и представлением зверя. Дети сами пожелали ввести два новых критерия: 
- тексты не читать, а пересказывать/рассказывать (так быстрей и интересней),
 - текст должен быть познавательным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважаемый читатель! Не забудь отреагировать на содержание сообщения, выбрав одно из действий: актуально, интересно, полезно. Автор будет благодарен за развернутый комментарий. Спасибо!